Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Информационно-методические материалы
- Кейсы по естественно-научной грамотности версия 2
- Кейсы по математической грамотности
- Кейсы по читательской грамотности
- Приложение к естественнонаучной грамотности
- Приложение к Математической грамотности
- Приложение к Читательской грамотности
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
2023-2024 учебный год
Документы муниципального уровня
Приказ УОН от 13.09.2023 № 1418 Об организации работы по повышению ФГ в 2023-2024 учебном году
Документы школьного уровня
Расписание проведения диагностических работ по функциональной грамотности по направлениям
С 22 января по 10 февраля 2024г.: — для 7 класса: Читательская грамотность. Задания: «Кино для пчел», «Осознанное потребление»; — для 8 класса: Читательская грамотность. Задания: «Взрослая еда», «Бизнесмен».
С 12 февраля по 2 марта 2024 г.: — для 7 класса: Математическая грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1. Задания: «Крупногабаритный груз», «Продажи на маркетплейсе»; — для 8 класса: Математическая грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1. Задания: «Крупногабаритный груз», «Продажи на маркетплейсе».
С 4 по 23 марта 2024 г.: — для 7 класса: Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Садимся на Марс», «Мусорный остров»; — для 8 класса: Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа 2021. Вариант 2. «Сколько съест синица», «Сапоги-скороходы».
С 7 по 14 мая 2024 г.: — для 8 класса: Читательская грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1.
Для 9 класса: Естественно-научная грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1.
Архив 2021-2022 учебный год
Документы федерального уровня
МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
МП РФ приказ от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО
МП РФ приказ от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО
Документы регионального уровня
МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
Документы муниципального уровня
Приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утв. перечня мероприятий по повышению ФГ в ОО в 2020 — 2021 году
Документы школьного уровня
Приказ № 127 от 15.10.2021 г. «Об организации работы по развитию функциональной грамотности»
Приложение к приказу № 24 от 21.01.2022 г.
Материалы для обучающихся и педагогов направленные на формирование функциональной грамотности
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке
- Бланк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Функциональная грамотность в школе. Пособие для детей и родителей
- Функциональная грамотность школьников
- Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление
Электронные образовательные ресурсы направленные на формирование функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Руководство пользователя