Функциональная грамотность

 

 

 

Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Информационно-методические материалы

2023-2024 учебный год

Документы муниципального уровня

Приказ УОН от 13.09.2023 № 1418 Об организации работы по повышению ФГ в 2023-2024 учебном году

Документы школьного уровня

Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности в школе на 2023-2024 учебный год

План мероприятий направленный на формирование и оценку функциональной грамотности в школе на 2023-2024 учебный год

Расписание проведения диагностических работ по функциональной грамотности по направлениям

С 22 января по 10 февраля 2024г.: — для 7 класса: Читательская грамотность. Задания: «Кино для пчел», «Осознанное потребление»; — для 8 класса: Читательская грамотность. Задания: «Взрослая еда», «Бизнесмен».

С 12 февраля по 2 марта 2024 г.: — для 7 класса: Математическая грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1. Задания: «Крупногабаритный груз», «Продажи на маркетплейсе»; — для 8 класса: Математическая грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1. Задания: «Крупногабаритный груз», «Продажи на маркетплейсе».

С 4 по 23 марта 2024 г.: — для 7 класса: Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Садимся на Марс», «Мусорный остров»; — для 8 класса: Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа 2021. Вариант 2. «Сколько съест синица», «Сапоги-скороходы».

 

С 7 по 14 мая 2024 г.: — для 8 класса: Читательская грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1.

Для 9 класса: Естественно-научная грамотность. Диагностическая работа 2022. Вариант 1.

Архив 2021-2022 учебный год

Документы федерального уровня

МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий

МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР

МП РФ приказ от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО

МП РФ приказ от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Документы регионального уровня

Приказ № 2979 от 21.09.2021 г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Краснодарского края»

МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021

Документы муниципального уровня 

Приказ № 1359 от 11.10.2021 г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций города Сочи»

Приказ № 1712 от 06.12.2021 «О внесении изменения в приказ управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»

Приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утв. перечня мероприятий по повышению ФГ в ОО в 2020 — 2021 году

Документы школьного уровня

Приказ № 127 от 15.10.2021 г. «Об организации работы по развитию функциональной грамотности»

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МОБУ ООШ № 43 г. Сочи им. Венчагова С.И. на 2021-2022 учебный год

Приказ № 24 от 21.01.2022 г. «Об актуализации плана и проведения самодиагностики по вопросам организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

Приложение к приказу № 24 от 21.01.2022 г. «Об актуализации плана и проведения самодиагностики по вопросам организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

Приложение к приказу № 24 от 21.01.2022 г.

Материалы для  обучающихся и педагогов направленные на формирование функциональной грамотности

  1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке
  2. Бланк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
  3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
  4. Сборник информационных и методических материалов для педагогов
  5. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
  6. Функциональная грамотность в школе. Пособие для детей и родителей
  7. Функциональная грамотность школьников
  8. Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление

Электронные образовательные ресурсы направленные на формирование функциональной грамотности

  1. https://fg.resh.edu.ru/
  2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  3. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  4. Руководство пользователя